Приход храма Рождества Пресвятой Богородицы с. Колодозеро Пресвятая Богородице, спаси нас Русская Православная Церковь. Петрозаводская и Карельская Епархия
ИСТОРИЯ ВОЗРОЖДЕНИЕ КОЛОДОЗЕРО СКАЗКА СКАЗОК ГОСТЕВАЯ О НАС ФОТОГАЛЕРЕЯ
История
Колодозеро
Детский лагерь "Сказка сказок"
Возрождение
Фотогалерея
Форум
Сайт Петрозаводской и Карельской епархии

КРОМО «Равновесие» — помощь детям-сиротам

Неизвестная Россия

 


Приход храма Светлого Христова Воскресения

 

 

История Детский православный лагерь Строительство храма Рождества Пресвятой Богородицы
История Колодозерского прихода Православный детский лагерь "Сказка сказок" Строительство храма Рождества Пресвятой Богородицы в с. Колодозеро


НЕМНОГО ИСТОРИИ

XX век - гордый и себялюбивый, безразличный к памяти предков - не обошел стороной и Пудожские земли. Край, в былые времена служивший пристанищем богоищущим отшельникам, видевший стремление русского народа к покаянию, возникновение монастырских поселений начиная с 14 века, строительство уникальных храмов, впоследствии признанных памятниками деревянного зодчества (память народная не смирилась с молчаливым, обыденным исчезновением красоты), стал угасать... Медленно, - уподобившись дряхлому калеке, не ведающего ни веры, ни надежды, - мучительно, - погребая в болотистых почвах отживших свое стариков, - болезненно, - оставляя пустоши на месте цветущих деревень и хуторов... Вдруг, неподвластно рассудку рыбак, опрокидывая лодку, идет ко дну, без смысла и без думы; деревенский пенсионер, перелистывая страницы жизни, решает вырваться из повседневной тяготы неумелой петлею... тракторист, едва очнувшись от забытья, застигшего его на дороге вместе с друзьями, бесстрашно и беспричинно ведет гусеницы на своего вчерашнего товарища, юноша с пробивающейся бородкой, сбежав на танцы, слепо тушит окурок, и ,спустя полчаса, в бесстрастном оцепенении наблюдает за скучной трагедией своей Родины: тихо, безмолвно, смиренно догорают головешки, бывшие некогда трехсотлетним храмом...

Основание первых монастырей на здешних землях история относит к 14-15 векам. Сюда, в труднодоступные, непроходимые северные леса стремятся первые подвижники Олонецкого края. Преподобный Кирилл Челмогорский, выходец из новгородского монастыря святого Антония Римлянина, долго странствует по северным землям, пока, наконец, не приходит в 1316 году на гору Челму. 52 года, до самой кончины, проводит преподобный в одиночестве, посте и молитве. В пустынь преподобного стекаются монахи и создают небольшую монашескую обитель - первую на всем Архангельском Севере.
Ныне, на месте монастыря, заросший ельником фундамент былой каменной церкви...

Преподобный Лазарь Муромский, от роду грек, родом из Константинополя, во второй половине 14 века поселяется на острове (ныне - полуострове) "Мучь" (Муромский) на Онежском озере. Святой Василий, епископ Кесарийский, покровитель преподобного Лазаря, является во сне новгородскому посаднику Ивану Фомину, удерживающему земли острова. Василий повелевает отдать их "другу нашему Лазарю", ибо там должно "прославится имя Матери Божией". Преподобный Лазарь испытывает гонения со стороны недоброжелательного местного населения, переживает пожар, уничтоживший его жилище, и на месте пепелища обретает чудом уцелевшую икону Успения пресвятой Богородицы. По велению Божией Матери начинается возведение храма, получившего назвние в честь Успения Богородицы. Впоследствии к преподобному Лазарю присоединяются его соотечественники - иноки Елеазар, Евмений и Назарий. Здесь, в северной глуши полагается начало русской Фиваиде - на берега озера приходят монахи с благословенной Афонской горы... Преподобный Лазарь едет в Новгород, где от епископа Моисея получает благословение на создание монастыря. В середине XV века здесь подвизается преподобный Афнасий. Ныне в Кижах находится перевезенная из монастыря деревянная церковь во имя Воскресения Лазаря, вероятно построенная еще при жизни преподобного. Исследователи деревянного зодчества оспаривют более чем шестисотлетний возраст церкви, датируя ее строительство только XVI-ым веком, но все осознают факт сохранения старейшего на Руси рубленого храма.

То было начало. Спустя полстолетия инок Александр, вернувшись домой с Белозера от преподобного Кирилла, строит в 1454 году на речке Чурьеге монастырь, получивший название Ошевенского, и давший впоследствии множество подвижников и строителей. Из стен монастыря выходит преподобный Пахомий Кенский. В 1515 году он строит обитель на речке Кене, недалеко от Кенозера. Ученики преподобного Александра создают Хергозерскую и Наглимозерскую пустыни, причем первая особенно почитает Макария Желтоводского, икона которого прославилась в здешних местах многочисленными случаями чудес и исцелений. В 1513 году преподобный Антоний Сийский, отделившись от Пахомия, основывает Шальский Спасский монастырь, а в 1560 году еще один ученик Александра Нифонт становится первым насельником Кожеозерской обители, прославленной святыми Серапионом, считающимся ее основателем, и Никодимом. В 1636-46 годах в обители подвизается инок Никон, будущий Патриарх, волею судеб служение которого привело к расколу. Именно в эти края на протяжении многих лет будут бежать раскольники, создавая скиты и пустыни, легендарную Выгорецию.

Монашеский подвиг иноков Заонежья способствовал строительству неповторимых приходских храмов. В XVII-XVIII веках на территории русского севера расцветает деревянное шатровое зодчество. Не закабаленные крепостным правом, исполненные верой и любовью, пережив нашествие польско-литовских интервентов, вольные крестьяне возводят тридцати-сорокаметровые сосновые церкви. Местные художники, полагаясь на собственное чутье и веру в Бога, расписывают "небеса", одаряют приходы иконами, украшают храмы резными столбами, наличниками, лемехами... Художества незатейливы, росписи по-детски наивны и... неповторимы.

XX век чудом проходит мимо святынь Каргополья. До сих пор красуются величавые храмы Кенозера, Лядин, Ошевенской слободы, Каргополя, Поонежья. Православной Пудоге в наследство от предков оставляется один лишь Ильинский Погост, одиноко возвышающийся над заповедным Водлозером. Лихолетье уничтожает приходские церкви в Суме (1599), Песчаном (1650), Колодозере (1784), Корбозере… Последние две с разницей в недели сгорают в 1977-ом. Небольшой приход в райцентре, переоборудованный из избы в церковь, четыре монаха в самом недоступном в России по нынешним меркам монастыре - Муромском, требующий реставрации Ильинский Погост - все, что осталось от Северной Фиваиды Пудожья. Ни одной вновь построенной церкви со времен революции... 34 церкви, 15 приходов - канули в Лету. Укрупнение деревень, полное уничтожение сельского хозяйства (ныне в Пуожском районе нет ни одного сельскохозяйственного предприятия), медленное вымирание местного населения, бегство молодежи в города, вырубка девственных лесов, утрата национальной культуры, пьянство, нищета и безверие - приобретения бессмысленного и равнодушного убийства русской деревни.

Ответственность за жизнь родного народа ложится на каждого из нас. В 1990 году пришлый в эти края писатель Владимир Леонович вместе с сыном и друзьями строит часовню - в память о жителях деревни Пелусозеро. В 1991-м году часовня освящается о. Михилом (Жаковым) - настоятелем Пудожской церкви. Спустя 11 лет, по благословению владыки Мануила, архиепиского Петрозаводского и Карельского, на месте сгоревшей церкви в селе Колодозеро, приход которого насчитывал когда-то 1138 человек, две школы министерства образования, женскую церковно-приходскую школу и библиотеку, начинается строительство первого за столетие храма - в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Двухпрестольный двадцатиметровый шатровый храм строится исключительно на пожертвования людей, не безразличных к судьбе русского севера.

Приходской совет храма в честь Рождества Пресвятой Богородицы в селе Колодозеро просит содействия в благородном деле воссоздания храма. Мы будем молиться о духовном здравии всех благодетелей и их семей. Мы верим, что возрождение русской деревни полагается строительством храмов в селах и деревнях России, в проповеди Слова Божьего отверженным, забытым и никому не нужным людям. Спаси Вас Господи...





 

 

Спаси Господи
Почта
WWW.KOLODOZERO.RU